Несмотря на наполненность мира банальностью, изредка интересный материал приходит из совершенно непредсказуемых источников.
И от людей, далеких от сферы кукло-хобби.

Сегодня я имею честь представить небольшой текст, написанный одним человеком из абсолютно другой, но неменее интересной среды)
Почему у Барби такие длинные ноги?
читать дальше
Должна ли вещь быть функциональной? Если это вещь «человеческая», то ее основная функция – красота. Практичного стиля не бывает. Стиль сам по себе предполагает жертву практичности. Человек от обезьяны отличается своим эстетическим интеллектом. История человеческого творчества – это выставка бесполезных вещей. Да и какая же польза от того же стиля? Добро пожаловать в мир ненужных вещей. Многие называют его миром чрезмерного потребления, но вопрос в том, потребления чего? Человеческая сущность обнажается, когда он перестает беспокоиться о том, что завтра он может остаться без еды и одежды. Современное производство, по крайней мере, на Западе в корне деформировало естественные потребности населения, возведя изящную эстетическую форму в принцип всего, что человек потребляет.
До какого предела красота остается красотой? В чем ее отличие от уродства? Разве в том, что красотой мы наслаждаемся, а уродство вызывает в нас отвращение? Дело совсем не в наслаждении, тем более что сама уродливая форма может доставлять удовольствие. Она может быть гармоничной в определенном контексте. Никто не будет отрицать существования вкуса на уродливую форму, и этот вкус не всегда является извращением. Уродливая форма, страсть к извращенному совершенству всегда имеет место в культуре. Но XX век возвел эту страсть в принцип не только в изобразительном искусстве, но перенес ее на человеческое тело. Тело становится объектом такого искусства. Фантазии и гротескные формы человеческой телесности воплощаются теперь в ней самой, тогда как раньше это было возможно только с помощью изображения, отражения художником на картине своей натуры. Тело само становится произведением искусства, и огромную роль играют здесь так называемые «технологии производства человека», включающие в себя большое количество программ изменения формы тела с помощью диет и фитнеса, а самое главное, прямое вмешательство пластической хирургии. Так тело и его части становятся вещью. Они теперь находятся в одном ряду с перчатками, ботинками, очками и всем тем, что мы привыкли воспринимать как продолжение своего «Я». Разве что, в связи с дороговизной услуг хирурга, тело получат феноменальную стоимость, но, в большинстве случаев, теряет цену. Поэтому, все, что можно сказать о вещах, переносится на тело.
В этом смысле показателен культ игрушки-Барби. Это «живое» воплощение того процесса, когда карикатурный, гротескный образ оживает и воплощается во множестве реальных представительниц. Мужчины при этом демонстрируют все проявления кукольной некрофилии. Они предпочитают видеть в постели неживую-немертвую «Барби», точную копию куклы, только способную удовлетворять сексуальные потребности своего партнера, как в случае с любовником Синди Джексон. Пока, к сожалению, не придумали необходимый биоматериал, который заменит полимеры, ведь тогда можно было бы провести «обряд оживления» Барби и необходимость штамповать кукол из женщин отпала бы. Вообще говоря, некрофилы – страшные эстеты, они всегда мечтали об изощренной роскоши своих партнерш. А еще представляете, если фирма предоставит гарантию на запчасти? Все будет замечательно! Био-Барби надо включить в программу оздоровления общественного сознания, ибо она удовлетворит потребности некоторой части населения, склонной искать объекты полового влечения среди своих соплеменниц на кладбище. Ведь Барби – не «живец» и не мертвец. Вопрос с уголовным кодексом будет решен.
Мир некрофила – это царство Кащея, который окружает себя изысканными, вечными и мертвыми вещами. Он превращает цветы в ювелирные украшения, ветви деревьев в замысловатый узор металлической решетки, капли росы под его взглядом становятся мелким жемчугом, цветущий сад – апартаментами из золота и драгоценностей. У него есть жена – кукла, он волен собирать ее прекрасный образ из частей, отдаленно напоминающих женские члены. Не мудрено, что Василиса не очень то стремилась выйти замуж за такого принца. Красивое и мертвое всегда близки. Красивые вещи оживают в вечности, преодолевая границы времени (меняющееся не столь совершенно, поэтому живо и не обладает статусом вещи). Лучший способ для этого – производственный станок, способный умножить найденный однажды идеал, сделать его продуктом массового потребления. Счастлив Папа Карло куклы Барби таким успехом своей дитяти, ибо его работа увековечена во плоти.

Совершенство вещей, пусть даже пугающее, всегда порождает технологии своего закрепления. Любая эстетическая форма ищет возможность сохраниться, законсервироваться. Например, долгое время ученые были уверены, что технология обжига глиняных горшков появилась в первобытном обществе в связи с потребностью сохранить эти горшки для того, чтобы посуда дольше служила по своему назначению. Однако исследования, проведенные антропологами, показали, что гончарный обжиг появился в результате стремления мастера сохранить уникальную форму своего произведения. Безусловно, это чисто человеческая антипрактичность. Человек по своей природе эстетическую форму ставит выше утилитарной функции вещи. «Вещь человеческая» - всегда бесполезная вещь, ибо она обслуживает чисто человеческие потребности. Некрофил, как мы уже сказали, - чистый эстет, это человек, доведший до абсурда вышеописанное свойство человеческой сущности. Некрофилия – это некоторый прообраз всего человечества, и именно ее почерком подписывается договор между хирургом и его пациенткой.
С точки зрения теории эволюции Дарвина, удлинение ног у вида Homosapiens могло бы означать, пожалуй, то, что данное существо живет, например, где-нибудь в пустыне и вынуждено быстро перемещаться на большие расстояния, или, возможно, в лесу, где единственное средство спасения от волчьих клыков – это удлиненные конечности. Однако с человеком как всегда такой номер не проходит. Нынче в человеческом сообществе длинные ноги, как правило, соседствуют с комфортабельным автомобилем, предназначенным для перемещения от дома до ближайшего магазина. Тем не менее, для многих дам именно ноги – главное средство приспособления к жизни. Жираф, безусловно, использует свою шею по назначению, тогда как назначение и функции длинных ног при всей очевидности их пользы не совсем ясны. Обратимся к главному шаблону современной женской фигуры – Барби.
Барби, будучи, прежде всего, стереотипом, а, значит, некоторым устойчивым элементом фантазии, становится близкой к фантастическим образам глубинных слоев психики. И вопрос о пропорциях Барби становится вопросом человеческой телесности вообще. Для справки: прототипом Барби стал образ, однажды созданный художником газеты «Bild Zeitung». Кукольник Ральф Хойзер создал на основе этого образа игрушку для мужчин, куклу Лили. Внешность истинной арийки наверняка придавала Лили в послевоенное время своеобразный пошловатый оттенок. Однако та, что впоследствии станет формой современной Bionic Woman, развилась в руках Рут Хандлер, которая во время путешествия приобрела для своей малютки-дочери парочку Лили.
Злую шутку сыграла над мужчинами Лили, она под именем Барби стала идеалом в голове миллионов женщин, а мужчины, предпочитающие что-нибудь «попроще» остались в пролете.
Есть предположение, что в образ длинноногой женщины вложено достаточно романтического чувства, забывающего, как правило, о здравом смысле. То же самое чувство, наверное, руководило создателями русалок. Удлинение ног – это означает на уровне психики наделение их обладателя пластичностью и плавностью движений. Кроме того, это непременно связано в восприятии с детородной функцией, так же как, кстати, образ рыбы нередко является бессознательным символом плодородия. Кстати об этом свидетельствуют исследования Д. Ньюренберга и Г. Калеро, считающих, что длинноногим свойственен медленный журавлиный шаг, поступь павы. Барби – это порождение мужской фантазии, миф, стоящий в одном ряду с русалками и ведьмами, она скорее жительница бессознательных глубин, нежели розового домика с ангелочками на стенах.
В Барби, безусловно, содержится идея гармонично-развитого тела (зимой 1959 года эта кукла рекламировалась как «единственная анатомически совершенная кукла»), но проблема состоит в том, что гипертрофировалась сама эта идея, вслед за чем и выросли ноги, больше похожие на длинный рыбий хвост. Барби как некий идеал – это психическая структура телесности, но проблема в том, что идеал по определению невещественен, это умозрительное образование. Но в случае с Барби он материализовался, вошел в плоть и кровь под видом «Синдрома Барби». Как правило, этот синдром сопровождается депрессивными состояниями, чувством вины, неудовлетворенности собственной жизнью, которая кажется тщетной по сравнению с розовым благополучием и славой куска пластмассы.
Сама кукла продолжает эпоху тренажеров, стоя в одном ряду с велосипедом, который никуда не едет, беговой дорожкой, уплывающей из-под ног, и другими волшебными вещицами века электроники и информатики. Она была призвана своей создательницей Рут Хандлер якобы для тренировки детей во взрослой жизни. Да, осталось только научить куклу получать настоящее удовольствие и реальная жизнь не понадобится.
И здесь происходит самое интересное: Барби превращается в прокрустово ложе, да и то, только для избранных, а все остальные вынуждены довольствоваться эрзацами из кукольной жизни.

Барби – это особая «технология производства человека», способ и процесс создания духовных, мировоззренческих и телесных ориентиров общества, которые, так или иначе, будут отражены отдельно действующей личностью и станут руководством в акте формирования личности из индивида.
Обратимся к мнению известного психолога К. Сурнова: «Динамика наших представлений о норме и патологии, в частности, в отношении коррекции тела, отношении к телу, очень активна сейчас. И в общем, как фантастически можно предположить, и такие предположения фантастами уже сделаны, а теперь и ученые, технологи начинают это делать, что человек превращается в такую небольшую зверушку, внутри которой современные специалисты в медицине, в физиологии могут заменить практически любую часть». Кукла становится человеком, или человек – куклой? Пожалуй, скоро эти два понятия будет трудно разделить функционально, разве что биоматериалы будут отличаться, но закон собирания такого «пазла» будет одинаков.
И тогда ноги, бюст, талия становятся не просто частью тела, а приобретают свойства вещи, которую можно менять и к которой можно относиться чисто потребительски, с одной стороны, а, с другой, обладание этой вещью наделяет человека определенным статусом, назначает ему сказочную и всегда желанную жизненную роль, ведет к специфическому мироощущению, свойственному лишь обладателю данной вещи.
Этот идеал недостижим, но слишком желанен и так культивируем, что остается только удивляться перечню услуг пластической хирургии. И сколько бы Синди Джексон ни делала операций, в попытках стать «самой желанной игрушкой – Барби», она все равно останется человеком, но будет скорее похожа на мумию из психологических триллеров, ибо весьма странное зрелище представляет кукольная мордашка со старческими измученными глазами ( по крайней мере только такое впечатление создается при виде ее фото).
К счастью, есть другие способы соответствовать бессознательному стереотипу сексуальности. Например, с помощью специально подобранной одежды или аксессуаров. Но это уже тема следующих статей.
То, что Барби в 60е годы стала бестселлером нельзя объяснить сославшись на то, что якобы дети предпочитают ее пупсам. Барби – никрофильский идол современности. Дух Барби прошел по Европе, заглянул и в Россию. Есть надежда, что теперь то у нас есть в здоровом теле здоровый дух.
Ноги Барби – самая бесполезная, а значит, самая желанная вещь. На таких ногах нельзя ходить, но зато можно лежать в гробу. Ноги, да и все тело Барби далеко не единственный пример намеренного искажения форм тела. В средневековом Китае девочкам было принято перевязывать ступни ног. Женщина должна была иметь маленькие дугообразные ножки, напоминающие форму молодого месяца или лилию. Чтобы нога приобрела дугообразную форму, девочкам в 6–7-летнем возрасте подгибали все пальцы, кроме большого, к подошве и накрепко привязывали их бинтами. Каждую неделю бинты туго затягивались. Так продолжалось до тех пор, пока стопа не принимала дугообразную форму. Эта процедура вызывала у девочек сильные боли, ноги часто немели. Если китаянки в древности еще могли перемещаться, правда, шатаясь, на своих маленьких ножках, то современная Барби в функции перемещения не нуждается. Кстати, грудь китаянки также подвергалась бинтованию, что замедляло ее рост, ведь маленькая грудь также считалась идеалом совершенства.
Когда-то в Египте младенцам перебинтовывали череп так, чтобы в возрастом изменялась, вытягиваясь, его форма. Уточним, при этом, что само тело человека в Египте обладало божественным статусом. Человек с вытянутой формой черепа не просто обретал божественные способности, но сам становился великим Ра. Также и у Будды есть чисто телесные признаки его божественности. Перечислим некоторые из них: руки и ноги округленные, ноги красивой постановки, пальцы на руках с перепонками, руки и ноги мягкие, как у младенца, семь главных частей тела выпуклы, пальцы рук длинные, пятки широкие, тело массивное и прямое, колени ног не выдающиеся, волосы на теле направлены вверх, голени как у антилопы, половые органы скрыты, кожа золотистого цвета, каждый волос завит в правую сторону, украшен пучком волос между бровями (урна), верхняя часть тела как у льва, плечи спереди округлые, плечи широкие, на его темени возвышение – ушниша, длинный язык красив, 30 очень белых и плотно прилегающих зубов, глаза подобны сапфиру. Человек, родившийся с такими формами, считается призванным к божественным свершениям. Барби – идол не в том смысле, что огромное количество людей стремятся быть на нее похожей.
Она – демон в прямом смысле, т. к. обладание ее ногами, так же как обладание божественным черепом в Древнем Египте, наделяет человека сакральными качествами, дает ему совершенство, выбрасывает его из круга повседневной жизни (в идеале, Барби не ходит в магазин за яйцами и колбасой, не моет пол на кухне, да она вообще не ест, потому что диетолог не рекомендует).
Что же является причиной таких превращений? Как всегда, духи. Человеческая культура – это представление оборотничества. Везде встречается существо, которое вселяется в человеческое тело, назовем ли мы его «сатаной» или «Барби бумом», это уже дело времени. На самом деле, это довольно причудливые существа, которые то ветошью прикинутся, то поленом, то прекрасной незнакомкой; им нужны то длинные ноги, то нос Буратино. Но всем известно, что произошло с свиньями, когда Иисус произвел принудительное переселение нечестии. А питаются эти существа чем придется: иногда кореньями, подножным кормом , иногда подношениями своих почитателей, а иногда жрут человеческие тела. Орудие поедания незамысловаты, чаще всего – скальпель. Жрут они не все сразу, а потихоньку, любят жировую ткань, иногда даже откладывают на грудь, или в грудь. Вообщем, милые существа, однако, в поле зрения рекламиста-журналиста стараются не попадать, потому и остаются незамеченными.
Для сравнения: почитание Аллы Пугачевой нельзя назвать культом, потому что Пугачева не обладает божественностью, для этого ей надо быть как минимум, мумифицированной. Это касается, к счастью, всех современных знаменитостей. Поэтому их «культ» мало пугает. А вот Синди Джексон с помощью 28 пластических операций рискует стать одним из божеств подземного царства, ибо она – продукт массового производства, чья форма закреплена во множестве подобных ей экземпляров. Ничего не поделаешь, она поставила знак равенства между собой и куклой. Грубо говоря, собственной жизни у нее теперь нет.
(с. Blyadskiy)
Текст также доступен:
www.liveinternet.ru/users/4077695/post181091042...
@темы: Барби, Товарищ Барбье, Синди Джексон, Blyadskiy, статья о Барби, Barbie
Статья под интересным углом подана и чтобы ее смыслить основательно, хорошо бы понять причину такого видения автора.
Спасибо!
Хочется сесть и прочесть вдумчиво. Пока не созрел, чтобы самому комментировать.
nikacat, но мы и правды увековечиваем красоту в материальном))
Правда, ассоциация с некрофилией, конечно, достаточно крута)
Вот если рассмотреть вопрос поподробнее.. В каком виде большинство Барби проводит свою кукольную. жизнь? Правильно, в голом и лохматом, в огромном ящике с детскими игрушками. Отсюда и стереотип, про то, что барби - гротескная, уродливая и т.п.
А Барби у нас прежде всего fashion doll, т.е. предназначена для демонстрации нарядов, а не женских прелестей. Манекн... А манекены не умеют втягивать живот, приподнимать грудь с помощью какого-нибудь вундер-бра и т.п. И не будь барби такой "нечеловечной" - в своих нарядах она выглядела бы как кадушка с размером.. короче, большим)
Так что налицо у нас не культ Барби, а культ моды.. Всеми признанный и не слишком-то порицаемый культурный феномен))
Автору с "демонами" - привет)
Это не мой вывод, это вопрос элементарной логики)) За счет покроя одежды, швов, застежек и т.п. Барби как раз и набирает те "недостающие" сантиметры в талии, которые приближают её к пропорциям стройной девушки-модели. И, кстати, у неё не нстолько длинные ноги, насколько короткая область таза)))
Дело не в этом. Дело в том, что авторы, которые пишут про кукол вообще и про барби в частности считают этот вопрос настолько несерьезным и "детским", что даже не считают нужным хоть как-то разобраться в предмете и элементарно подумать головой. Поэтому относиться к подобным опусам мало-мальски серьезно... А также к тем статьям, где Барби объявляют главным врагом воспитания девочек и убийцей материнского инстинкта..
Вобщем, это было бы поспешно))))
Но согласитесь, инсинуация интересная!)) Спорная, но неожиданная. Может, потому что отличается от обычной "вредности куклы Барби для детей")).
Кто-нибудь, покажите автору Реборн